Павлов С., Кузнецова Т.,
Чистова Н. Метод определения термосенситивности дистальных точек классических
меридианов в контроле за функциональным состоянием пловцов // В сб.: IV Мiжнародний
науковий конгрес «Олiмпiйский
спорт i спорт для всiх:
проблеми здоров’я, рекреацii,
спортивноi медицини та реабiлiтацii», 16-19 травня 2000 р., Киiв,
Украiна. – С. 230.
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМОСЕНСИТИВНОСТИ ДИСТАЛЬНЫХ ТОЧЕК
КЛАССИЧЕСКИХ МЕРИДИАНОВ В КОНТРОЛЕ ЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ПЛОВЦОВ
С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова, Н. А. Чистова (Москва)
Неудовлетворенность
уровнем информации о спортсмене, получаемой только с использованием уже ставших
в спортивной медицине классическими методов исследований, стимулировала интерес
спортивных врачей к нетрадиционным методам диагностики. Чаще всего в работах
различных исследователей упоминаются методы Y. Nakatani и R. Voll. Эти методы положительно зарекомендовали себя в
нашей работе со спортсменами МССУОР № 1 в период с 1990 по 1992 год. Но та же
практическая работа выявила целый ряд недостатков указанных методов, связанных
прежде всего с их невысокой достоверностью [А. А. Алдерсонс, 1985], что явилось
основной причиной нашего «знакомства» и дальнейшей работы с методом системной
диагностики К. Акабане [Т. Н. Кузнецова, С. Е. Павлов, 1997; С. Е. Павлов, Т.
Н. Кузнецова, 1998]. Первое упоминание о методе функциональной системной
диагностики японского доктора К. Акабане датируется 1952 годом. Автором было
замечено, что в период заболеваний некоторые дистальные биологически активные
точки становятся спонтанно болезненными, однако, эта повышенная
чувствительность исчезает по мере выздоровления. Эти наблюдения легли в основу
метода определения термосенситивности дистальных точек классических китайских
меридианов (Акабане-тест), позднее усовершенствованного видным чешским
рефлексотерапевтом Л. Кейдошем. Дополнительные данные, свидетельствующие о
высокой информативности метода были получены К. Итайя и В. Манака (1977).
Создание и выпуск в начале 90-х годов
экспериментальной партии аппаратов для проведения Акабане-теста [Т. Н.
Кузнецова, С. Е. Павлов, 1997] обусловило дополнительное повышение степени
информативности исследований с использованием данного метода и значительно
облегчило работу исследователя (в частности нами проведены динамические
наблюдения более чем за 3500 пациентов с различными нозологиями). Несмотря на
по достоинству оцененную нами возможность использования метода Акабане в
прогнозировании заболеваемости, ранней (донозологической) диагностике и
просчитанный нами экономический эффект от его применения в клинической
практике, наиболее интересным в практической спортивной медицине и физиологии
нам показалась его информативность в плане комплексной оценки функциональной
активности основных «систем» организма спортсмена. В частности, нами с
использованием методов математической статистики на большом числе наблюдений
(пловцы - КМС, МС, МСМК) была сделана
попытка найти взаимосвязь между отдельными показателями
термосенситивности дистальных точек основных меридианов, опосредованно
свидетельствующими об активности основных «систем» организма спортсмена и
спортивной результативностью. Однако, еще до получения окончательных
результатов проведенных исследований, нам стала ясна порочность наших позиций в
целом. Спортивный результат не может быть обусловлен уровнем функционирования
одной или даже нескольких анатомо-физиологических «систем» организма. Он может
быть лишь следствием работы, предельно специфичной по отношению к избранной
спортивной специализации функциональной системы, каждый из компонентов которой
абсолютно равнозначен [П. К. Анохин, 1935, 1958, 1968, 1975, 1980 и др.]. И уже
принятие как факта абсолютной индивидуальности фенотипа спортсмена,
«реализовавшегося» в присущих лишь ему генотипических рамках, заставляет
исследователя использовать путь непрерывных индивидуально-динамических
наблюдений за функциональным состоянием спортсменом при параллельной оценке максимально
возможного числа отраженных в реакциях организма параметров постоянно
меняющейся Среды. Сегодня, работая в этом направлении, мы уже можем говорить о
крайне интересных результатах, во многом противоречащих ряду общепринятых
физиологических и педагогических концепций.
|