Павлова Т.Н., Павлов
А.С., Павлов С.Е., Юшина П.В. К созданию технологий подготовки
квалифицированных спортсменов / Мат. международной научно-практической
конференции, посвященной 60-летию образования СГАФКСТ (сборник научных статей).
Ч.I. / Под. общ. ред. Г.Н.Греца. – Смоленск, СГАФКСТ, 24-25 ноября 2010г. – С.
172-174.
К СОЗДАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
Павлова
Т.Н., Павлов А.С. (РЕУФКСиТ), Павлов С.Е., Юшина П.В. (МГАФК)
Основная задача спортивных педагогов, врачей,
физиологов и психологов, участвующих в подготовке спортсменов высшей
квалификации – всесторонняя помощь последним в достижении наивысших спортивных
результатов. При этом следует понимать, что тренировка – процесс адаптационный и
любые (педагогические, медико-биологические, психологические) технологии
подготовки спортсменов должны базироваться на знании реально действующих
законов адаптации и развития организма [2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12].
Принцип
взаимосодействия основных научно-практических направлений подготовки
квалифицированных спортсменов (по С.Е.Павлову, 2010)
Пересмотр
господствующих сегодня представлений об адаптации Селье-Меерсона-Платонова и
др. [6, 12] с позиций теории функциональных систем позволил нам описать законы
адаптации [2, 3, 6, 12 и др.], и, в том числе, внести существенные коррективы
[9, 10 и др.] в находящуюся в глубоком кризисе (об этом, в частности
свидетельствует содержание и характер дискуссии, прошедшей в 1997-1998 гг. по
страницам журнала «Теория и практика физической культуры» с участием Л. П.
Матвеева, Ю. В. Верхошанского, Ф. П. Суслова, В. П. Филина и др.) теорию и
практику спортивной тренировки. В соответствии с реально действующими законами
Природы, единицей адаптации может являться только целостная функциональная
система с присущими ей конкретными промежуточными и конечным результатами. В
спорте такой целостной и предельно специфичной функциональной системой может
являться специфический двигательный акт спортсмена, характеризуемый, прежде
всего, конечным (спортивным) результатом данного акта.
Описанные
С.Е.Павловым положения закона адаптации [12] диктуют необходимость предельно
специфической (по отношению к основной соревновательной деятельности)
направленности в построении тренировочного процесса на всех этапах подготовки,
что позволяет добиваться выраженных специфических адаптационных изменений в
организме атлета и как следствие – максимально возможных для каждого отдельного
индивидуума спортивных результатов в избранном виде спорта.
С
этих позиций любое «лабораторное» тестирование и его результаты, полученные вне
непосредственной спортивной деятельности
спортсмена могут быть лишь отдаленно информативны в плане оценки уровня его
готовности к выполнению этой конкретной деятельности [3, 5, 6, 7, 8, 10, 12 и
др.]. При этом, именно индивидуальный результат конкретной спортивной
деятельности конкретного спортсмена является единственным абсолютно истинным
критерием оценки уровня его специфической готовности к тренировочной и
соревновательной деятельности. Любые дополнительные результаты проводимых
исследований (педагогические, медико-биологические, психологические),
полученные даже в процессе выполнения спортсменом специфических (по отношению к
его соревновательной деятельности) двигательных актов, позволяют в лучшем
случае оценить готовность к этой конкретной деятельности отдельных компонентов
функциональной системы данной деятельности [12]. Не отвергая ценности
дополнительной информации об уровне функционирования отдельных компонентов
конкретных функциональных систем (поведенческих актов, двигательных актов),
которая может быть получена с использованием биохимических, физиологических и
других методов исследования, мы, тем не менее, утверждаем, что данные,
полученные с помощью этих методов, будут относительно информативны только в том
случае, если они изучаются в рамках «работы» предельно специфичной по отношению
к основной соревновательной деятельности спортсмена функциональной системы. Так
оценка любых физиологических или биохимических
показателей в процессе выполнения неспецифической (по отношению к
основной соревновательной деятельности) для спортсменов нагрузки на
велоэргометре или тредбане не может служить основанием для сколь-либо
корректных выводов об уровне специфической работоспособности спортсмена.
Доказано, что квалифицированные спортсмены имеют максимальные значения
потребления кислорода в том виде локомоции, в котором они тренируются [6, 12].
А если принять как факт, что нет плавания «вообще», бега «вообще», прыжков
«вообще» и т. д. (и кстати - нет работы «вообще», а значит, нет «общей
работоспособности» и ее никоим образом нельзя оценить!), а есть предельно
специфические виды деятельности, которые только по неким общим признакам могут
быть объединены в определенные группы, то следует признать, что не может
существовать единого универсального и при этом абсолютно информативного теста
(и даже комплекса тестов) для, например, пловца-спринтера и пловца-стайера. Все
вышесказанное проистекает из физиологических реалий: каждая конкретная (а
другой она быть и не может!) работа организма
предельно специфична как по своим внешним параметрам, так и по принципам
задействования и характеру взаимосодействия внутренних структур организма, эту
работу «обеспечивающих» [12].
Нами
неоднократно говорилось о необходимости ежедневной (мониторинговой) оценки
адекватности предлагаемых спортсменам тренировочных нагрузок их динамически
меняющемуся уровню функциональной готовности к тренировочной работе и
соревновательной деятельности [2, 3, 5, 7, 10, 12]. Об отдельных методах,
которые могут быть использованы в таком мониторинге, мы писали ранее [1, 4, 8,
11]. При этом, любые полученные в таких ежедневных исследованиях данные о
каждом спортсмене должны быть доступны не только тренерам, но и специалистам,
осуществляющим в общем процессе их подготовки специализированные
восстановительные мероприятия и мероприятия, связанные с повышением специальной
работоспособности спортсменов. И если учесть возможность при мониторинговом
типе наблюдений за функциональной готовностью спортсмена к спортивной
деятельности немедленного получения информации, то становится реальным
обоснованное и своевременное внесение корректив как в спортивно-педагогическую,
так и в медико-биологическую составляющие его подготовки. С указанных позиций
открывается реальный путь для создания эффективных технологий подготовки
высококвалифицированных спортсменов.
Но
сегодня, говоря о необходимости создания технологий подготовки
квалифицированных спортсменов, нельзя не упомянуть о проблемах, связанных с
рядом непрофессиональных решений руководства страны в отношении отечественного
спорта и с готовящейся реформой высшего образования, которая неизбежно
уничтожит в нашей стране, в том числе - профессиональных спортивных педагогов и
спортивную науку.
|