Павлов А. С.,
Павлов С. Е. Общие принципы подготовки хоккеистов / Олимпийский
бюллетень № 13 / Сост. Мельникова Н. Ю., Эйнуллаев А. Ю.,
Трескин А. В., Леонтьева Н. С., Никифорова А. Ю.
– М.: Издательство «Сойпроект», 2012. – С. 215-222
"Общие принципы подготовки хоккеистов"
Павлов А. С.,
Павлов С. Е. (РГУФКСМиТ)
Подготовка спортсменов - это
сложный процесс, неизбежно связанный с законами развития и адаптации
человеческого организма. Еще в 1976 году известный
спортивный ученый Н. Н. Яковлев писал, что тренировка - процесс
адаптационный, а когда в СССР стали популярны высказывания об управлении
тренировкой, среагировал на это саркастической статьей: «Чтобы успешно
управлять, надо знать механизмы». И поэтому: единственное, на чем может
базироваться современная теория и методика спорта - реально действующие законы
физиологии.
Рис. 1. Взаимосвязь
основных составляющих комплексной подготовки спортсменов (по
С. Е. Павлову, Т. Н. Павловой, 2011).
Стоит отметить, что процесс
адаптации протекает иначе, чем это представлено в трудах Г. Селье (1936,
1960 и др.), Ф. З. Меерсона, М. Г. Пшенниковой (1988),
В. Н. Платонова (1997) и их многочисленных последователей. В основе
вышеупомянутой периодизационной теории Л. П. Матвеева лежит широко
распространённый «постулат» о том, что «стресс» является пусковым звеном
адаптации, а сам процесс адаптации протекает по «формуле»: «стресс - адаптация
- деадаптация - реадаптация». Исходя из этого, получается, что адаптация –
эпизодический, дискретный процесс, однако еще в 1863 году И. М. Сеченов
говорил, что - «…жизнь - постоянное приспособление ... к условиям
существования» - то есть жизнь - это непрерывный процесс адаптации к постоянно
меняющимся условиям среды. Кроме того, согласно вышеприведенной формуле,
результат адаптации напрямую зависит от размера воздействия («доза - эффект»),
отсюда следует, что Л. П. Матвеев и его последователи пропагандируют
принцип «чем больше - тем лучше». Однако в действительности наибольший
тренирующий эффект дают оптимальные по размеру нагрузки, а наиболее актуальной
проблемой современного хоккея является оптимизация тренировочного процесса.
В соответствии с законами
адаптации, любая выполняемая организмом работа абсолютно специфична и
выполнение каждой конкретной работы обеспечивается конкретным комплексом
структур организма. И именно этот конкретный комплекс и «тренируется» в
процессе выполнения конкретной работы. Специфические изменения, происходящие в
организме в процессе его приспособления к комплексно действующим на него
факторам среды - один из основных
«инструментов» адаптации. Спортивная тренировка должна фактически являться
целенаправленным изменением условий существования организма спортсмена,
призванным добиваться в нем определенных спецификой избранного вида спорта
адаптационных изменений.
«Внешне» специфика любого вида
спорта представляет собой конкретные двигательные акты, выполняемые спортсменом
в условиях максимальной приближенности к его игровой или соревновательной
деятельностью. Следует четко осознавать, что нет «движения вообще» и любой
двигательный акт предельно специфичен [С. Е. Павлов, 2010;
С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова, 2011]. И в связи с этим нет и
не может быть «общей физической подготовки» - поскольку любая выполняемая
работа абсолютно специфична и обеспечивается она
специфическими для этой работы структурами организма [С. Е. Павлов,
2000, 2010].
В соответствии с вышесказанным:
1. Организм всегда работает как целостный механизм, и
«формирует» поведенческие (двигательные) акты - в строгом соответствии с
условиями, в которые он поставлен.
2. Стабильные системы конкретных двигательных актов
формируются в результате многократного правильного повторения конкретных
движений.
3. Любая деятельность организма предельно специфична
как по внешним ее параметрам, так и по структурно-функциональным
характеристикам этой деятельности.
4. Адаптационные изменения, лежащие в основе роста
тренированности спортсмена, соответствуют специфике осуществляемой им
тренировочной деятельности.
Говоря о
специфике тренировочной деятельности нельзя не упомянуть и о так называемых
«физических качествах». «Самостоятельных «физических
качеств» не существует, а потому их тренировка бессмысленна»
[С. Е. Павлов, 2008, 2010]. Тренировать нужно не абстрактные
«физические качества», а конкретные функции (движения, двигательные акты),
которые могут быть применимы в соревновательной деятельности спортсмена вообще
и хоккеиста в частности [И. В. Захаркин,
А. П. Давыдов, В. В. Крутских, Д. Р. Черенков,
С. Е. Павлов, 2008]. Для получения
максимального тренировочного эффекта структуры движений в упражнениях,
призванных развить у спортсмена, например, специальные скоростно-силовые
«качества», должны соответствовать структурам движений, выполняемых спортсменом
в соревновательной работе.
Поскольку
одной из основных задач тренерской работы является оптимизация тренировочного
процесса, нужно упомянуть о том, что тренировка хоккеиста не ограничивается
применением специфических упражнений и нагрузок - не менее важным является
соблюдение оптимальных объемов и построение каждого тренировочного занятия с
физиологически оправданных позиций. Это значит, что необходимо для каждого
занятия подбирать оптимально соотношение объема и интенсивности, которое
организм может освоить. Для этого в тренировочном процессе необходимо
использовать средства и методы оценки функциональной готовности хоккеиста к
предстоящей тренировочной работе. Наиболее информативными в этом плане являются
методы омега-метрии и нейроэргометрии, которые были разработаны в СССР, сегодня
используются в практике зарубежного спорта, но абсолютно игнорируются в России.
При
отсутствии подобных методов, тренеру следует опираться на доступные ему для
оценки показатели функционирования организма - это усталость и утомление. Усталость
- субъективное ощущение, «...сигнальное чувство, предупреждающее наш организм о
предстоящей опасности дезорганизации деятельности нервной клетки»
(И. М. Сеченов). Утомление - это объективное состояние организма,
сопровождающееся дезорганизацией, прежде всего, тех его специфических функций,
которые и привели к утомлению. В развитии утомления различают скрытое
(преодолеваемое) утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность,
поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом
случае падает, работа выполняется с большими энергетическими затратами. Это компенсируемая форма утомления. При
дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное
(полное) утомление. Главным признаком этого состояния является
снижение работоспособности [В. В. Розенблат, 1975] и эффективности
выполнения упражнений. Задача тренера состоит именно в оценке результатов
выполнения с целью выявления момента наступления утомления, оценить его
выраженность и своевременно прекратить тренировку. Это необходимо, поскольку
«тренировка на фоне выраженного утомления и, тем более - переутомления не ведет
к росту тренированности спортсмена» [Ю. П. Сергеев, 1980].
Утомление,
благодаря процессам восстановления - обратимое состояние организма. Утомление
и восстановление - взаимосвязанные процессы, лежащие в основе повышения
спортивной работоспособности. Согласно мнению В. Н. Платонова (1988,
1997), процесс восстановления начинается с момента прекращения «внешней работы».
Но данное утверждение ошибочно - еще в 1890 году И. П. Павлов раскрыл
закономерности течения восстановительных процессов: в работающем органе наряду
с процессами разрушения и истощения происходит процесс восстановления;
взаимоотношения истощения и восстановления определяются интенсивностью работы;
восстановление израсходованных ресурсов происходит не до исходного уровня, а с
некоторым избытком. Принятие того факта, что восстановление всегда начинается
уже с момента начала работы нервного аппарата организма, может внести
определенные коррективы в пути решения проблемы восстановления и повышения
спортивной работоспособности. Крайне важно для спорта то, что восстановление во
время отдыха (если он полноценен и достаточен!) происходит не до
первоначального уровня, а с «избытком» - при достижении стадии
суперкомпенсации. Именно достижение стадии суперкомпенсации в восстановительном
периоде является физиологической основой повышения тренированности.
Феномен суперкомпенсации позволяет планомерно
повышать спортивную работоспособность, он же диктует и основные правила
спортивной педагогики - правила строгой индивидуализации и оптимизации
тренировочного процесса. Несоблюдение этих правил неизбежно ведет к острому и
хроническому переутомлению и перетренировке спортсмена, которые будут серьезным
препятствием на пути к достижению высоких результатов. Заместитель директора
ВНИИФК профессор С. Н. Португалов утверждает: «Выигрывает не тот, кто
тренируется больше, а тот, кто тренируется правильно!».
Схема достижения стадии
суперкомпенсации была разработана Ю. П. Сергеевым еще в 1980 году
(рис. 2) и именно она отражает те изменения, которые происходят в организме
спортсмена после выполненной им тренировочной работы. Данная схема
свидетельствует о том, что фаза повышенной работоспособности не является
завершением адаптационных сдвигов, а представляет собой только преходящее
состояние общего адаптационного процесса, начинающегося в период утомления и
заканчивающегося новым уровнем работоспособности (адаптации).
Рис. 2. Схема изменения работоспособности в послерабочем
периоде
(по Ю. П. Сергееву, 1980).
Было установлено, что
переход организма на новый уровень специфической адаптации к мышечной работе
проявляется в последовательном развитии в послерабочем периоде,
индуцированных однократной физической нагрузкой до утомления, состояний.
Различают следующие состояния или так называемые «фазы адаптации»: фазы
остаточного утомления (ФОУ), фазы повышенной работоспособности (ФПвР), фазы
пониженной работоспособности (ФПнР), фазы стабилизации работоспособности (ФСР)
и, наконец, нового уровня работоспособности (НУР). В течение этих фаз в органах
на основе ускорения физиологической регенерации субклеточных структур
происходит их перестройка, сопровождающаяся биоэнергетическими сдвигами,
характерными для каждой из вышеперечисленных фаз адаптации. Запуск весьма
сложных адаптационных механизмов, к которым относятся усиление процессов
синтеза, ускорение физиологического обновления субклеточных структур
(сопровождающееся качественным изменением их функции), новообразование
митохондрий, миофибрилл и мышечных волокон, перестройка капилляров, массовое
образование миосателлитов, перестройка ферментативных систем и др.,
осуществляется под влиянием изменений, возникающих в периоде утомления.
Физическая нагрузка выступает в качестве фактора, вызывающего последующие
реконструктивные процессы, переводящие организм на качественно новый уровень
адаптации, или, иными словами, на новый уровень функциональных возможностей»
[Ю. П. Сергеев, 1980].
Исходя
из вышесказанного, необходимо понимать, что повышение работоспособности любого
спортсмена всегда базируется на сбалансированности процессов утомления и
восстановления и происходит это в соответствии с вышеуказанными принципами. И как
нет «работы вообще», так и нет «восстановления вообще». Восстановительные
процессы столь же специфичны, как и выполненная работа, а потому требуют вполне
определенных и специфически направленных мероприятий со стороны тренера и спортивного
врача. Крайне важно понимать, что тренер ни в коем случае не должен ставить
жесткие временные рамки, за которые спортсмен, по его мнению, должен полностью
«отдохнуть» - в настоящее время многими практиками в хоккее считается, что одного
дня отдыха после любой выполненной нагрузки вполне достаточно, чтобы снова
приступать к тренировкам. На самом деле, количество времени, необходимое спортсмену
для восстановления, зависит от объема, интенсивности, характера выполненной
работы, а также от исходной готовности организма к ее выполнению. Если не
учитывать эти факторы, то ни о каком «новом уровне работоспособности» речи идти
не может. А если не достигать положительной динамики тренированности, то тогда
зачем вообще тренироваться?
Литература
1. Захаркин И. В., Давыдов А. П.,
Крутских В. В., Черенков Д. Р., Павлов С. Е.
Современный взгляд на специальную физическую подготовку хоккеистов // Олимпийский
бюллетень № 9. – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – С. 123-128.
2. Матвеев Л. П. Общая теория спорта. Учебная
книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. – М.: 4-й
филиал Воениздата. 1997 г.
- 304 с.
3. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г.
Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. – М.: Медицина, 1988.
– 256 с., ил.
4. Павлов С. Е. Адаптация. – М., «Паруса»,
2000. – 282 с. http://www.medlinks.ru/sections.php?op=listarticles&secid=78
5. Павлов С. Е.
«Секреты» подготовки хоккеистов – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – 224 с.
6. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова
– МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с., ил.
7. Платонов В. Н. Адаптация в спорте. – К.:
Здоров’я, 1988. – 216 с., ил.
8. Платонов В. Н. Общая теория подготовки
спортсменов в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 583
с.
9. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме - М.:
Медгиз, 1960.
10. Сергеев Ю. П. О некоторых теоретических
разработках и опыте внедрения в спортивную практику достижений биологической
науки // Научн.-спорт, вести. 1980, 5, - С.14-19.
11. Физиологические основы подготовки квалифицированных
спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры /
С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
12. Яковлев Н. Чтобы успешно управлять, надо знать
механизмы - Теория и практика физ. культуры, 1976, 4. – С. 21-25.
|