Понедельник, 23-12-2024, 05:54
Медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов
Medical and biological preparation of athletes

Каталог статей
Разделы
Врачебный контроль [12]
Функциональный контроль [4]
Функциональная реабилитация [8]
Спортивная терапия [6]
ТиМ спорта [24]
Травматология [8]
Конференции [1]
Главная » Статьи » ТиМ спорта

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕНИРОВКЕ ПЛОВЦОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕНИРОВКЕ ПЛОВЦОВ

Павлова Т. Н. (доцент, кафедра теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло РГУФКСиТ), Павлов С. Е., Афонякин И. В.

 

         Многолетний опыт работы со спортсменами и исследовательская работа по различным направлениям спортивной медицины и физиологии заставили нас усомниться в эффективности проповедуемых сегодня методов подготовки спортсменов вообще и пловцов в частности. Априори считается, что демонстрируемые, прежде всего, нашими ведущими спортсменами результаты являются лучшим доказательством истинности и незыблемости проповедуемых сегодня спортивными педагогами догм. При этом упускается из виду, что одним из действительно надежных критериев истинности тех или иных концепций является практическая оценка их эффективности.

Необходимо, наконец, понять, что единственным основанием для построения любых научных теорий и концепций, связанных с жизнедеятельностью человека, может являться исключительно теория его развития с теорией адаптации в качестве ее неотъемлемой составляющей. При этом именно обострившееся в последние годы противостояние спортивных теоретиков по вопросам построения и периодизации спортивной тренировки позволяет думать, в том числе, об ошибочности используемых ими базовых физиологических концепций.

         Не имея возможности для проведения полноценного критического анализа основных положений господствующей сегодня теории адаптации  в ограниченной по объему статье, мы, тем не менее, считаем необходимым представить здесь основные положения современной теории адаптации (С. Е. Павлов, 2000, 2001, 2008):

1. Адаптация – процесс непрерывный, прекращающийся только в связи со смертью организма.

2. В основе процесса адаптации высокоорганизованного организма всегда лежит формирование абсолютно специфической функциональной системы (точнее - функциональной системы конкретного поведенческого акта), адаптационные изменения в компонентах которой служат одним из обязательных «инструментов» ее формирования.

3. Системообразующими факторами любой функциональной системы являются конечный и промежуточные результаты ее «деятельности», что обуславливает необходимость мультипараметрической оценки не только конечного результата работы системы, но и характеристик «рабочего цикла» любой функциональной системы и определяет ее абсолютную специфичность.

4. Системные реакции организма на комплекс одновременных или (и)  последовательных средовых воздействий всегда специфичны, причем неспецифическое звено адаптации, являясь неотъемлемым компонентом любой функциональной системы, также определяет ее специфику.

5. Можно говорить об одновременно действующих доминирующем и обстановочных афферентных влияниях, но следует понимать, что организм реагирует всегда на весь комплекс средовых воздействий формированием единой специфичной к данному комплексу функциональной системы. То есть: доминирует всегда целостная деятельность организма, осуществляемая им в конкретных условиях. Таким образом, любая деятельность организма осуществляется специфической функциональной системой, охватывающей весь спектр афферентных влияний и эта система доминирует только в момент осуществления своего «рабочего цикла».

6. Целостные функциональные системы абсолютно специфичны и в рамках этой специфичности относительно лабильны лишь на этапе своего формирования (процесса адаптации). Сформировавшаяся функциональная система (состояние адаптированности) теряет свойство лабильности и стабильна при условии неизменности ее афферентной составляющей.

7. Любая по сложности функциональная система может быть сформирована только на основе «предсуществующих» физиологических компонентов («субсистем»), которые могут быть вовлечены или не вовлечены в нее в зависимости от ее «потребностей». Компонент функциональной системы - это всегда структурно обеспеченная функция какой-то «субсистемы», представление о которой не идентично традиционным представлениям об анатомо-физиологических системах организма.

8. Сложность и протяженность «рабочего цикла» функциональных систем не имеет границ во времени и пространстве. Однако, чем сложнее система, тем сложнее же устанавливаются в ней связи между ее отдельными элементами в процессе ее формирования и тем эти связи потом слабее, в том числе, в сформировавшейся системе.

9. Обязательным условием формирования любой функциональной системы является постоянство или периодичность действия (на протяжении всего периода формирования системы) на организм стандартного, неизменного комплекса факторов, «обеспечивающего» стандартную афферентную составляющую системы.

10. Процесс адаптации, протекающий по общим законам, всегда индивидуален, поскольку находится в прямой зависимости от генотипа того или иного индивидуума и ранее реализованного в его рамках фенотипа.

Таким образом, в основе достижения спортсменом максимального (на данный момент развития его организма) уровня тренированности (достижения «пика спортивной формы») должно лежать построение предельно специфичной функциональной системы конкретного двигательного акта, что соответствует достижению им состояния адаптированности к строго определенной тренером, но при этом физиологически обоснованной тренировочной нагрузке. Одним из необходимых условий достижения более высокого уровня спортивных результатов является обязательность полноценной реализации организмом спортсмена в процессе тренировок фазы «анаболической суперкомпенсации», что, в условиях неприемлемости применения в качестве средства восстановления в спорте гормональных препаратов, практически исключает возможность использования ежедневных (а, тем более – двух-, трехразовых в день) тренировочных занятий  на любом этапе подготовки спортсмена. И, вопреки мнению Н. И. Волкова (1986): между задаваемой физической нагрузкой и достигаемым тренировочным эффектом всегда есть однозначное соответствие, обусловленное исключительно законами физиологии.

В экспериментальной работе мы сочли своим долгом проверить истинность ряда общепринятых педагогических представлений. Это касалось, в частности, широко распространенного мнения о необходимости для достижения высоких результатов в плавании использования значительных по объему тренировочных нагрузок, тезиса о невозможности использования в каждой тренировке предельных нагрузок, а также ставшего постулатом представления о том, что применение  однонаправленных, стандартных нагрузок в тренировке спортсменов вообще и пловцов в частности, приводит к быстрой адаптации к этим нагрузкам и прекращению роста спортивного результата. Кроме того, в наши задачи входила приблизительная оценка длительности индивидуального адаптационного периода к стандартной (неизменной на протяжении всего периода адаптации) тренировочной нагрузке и анализ индивидуальных реакций испытуемых на одинаковую по своим характеристикам работу.

В качестве основного тренировочного задания спортсменам, участвующим в эксперименте, было предложено проплывание с предельной скоростью избранным стилем 50-метровой спринтерской дистанции. В качестве дополнительных тренировочных заданий было выбрано: проплывание с предельной  скоростью 25-метровых отрезков и индивидуально подобранная силовая «работа» в спортивном зале. Суммарный эффективный плавательный объем тренировочного занятия каждого из испытуемых не превышал 700 метров. Все спортсмены на этом этапе эксперимента тренировались один раз в день, четыре-пять раз в неделю (2 дня – тренировки, 1 день - отдых).

Результаты эксперимента подтвердили наше предположение о необходимости индивидуального подхода в исследовании особенностей течения адаптации. Так, уже на его начальном этапе выявлены значительные различия в реакциях разных испытуемых на однотипную стандартную нагрузку. Отмечено выраженное негативное влияние отдельных периодов протекающих циклично физиологических процессов у девушек-пловцов на функциональную готовность последних к выполнению тренировочных нагрузок. Несмотря на то, что всем спортсменам удалось улучшить свои исходные (демонстрируемые до начала эксперимента) результаты, величины прироста результатов также имели значительные индивидуальные различия, что, в том числе, говорит о необходимости строгой индивидуализации тренировочного процесса.

Несмотря на небольшой (по сравнению с общепринятым в плавании) объем выполняемой работы, субъективно она оценивалась всеми спортсменами как «очень тяжелая». Вместе с тем, нами не зафиксировано ни одного случая отказа от выполнения кем-либо из спортсменов предложенного ему задания, что позволяет нам опровергнуть тезис о невозможности использования в каждой тренировке предельных по интенсивности нагрузок. Более того, на всем протяжении эксперимента, несмотря на то, что он проходил в период эпидемии гриппа, нами не зафиксировано ни одного случая заболевания среди наших испытуемых, в связи с чем следует высказать определенные сомнения по поводу истинности выдвигаемых сегодня отдельными спортивными иммунологами концепций.

Ниже (рис. 1) представлена динамика результатов проплывания 50-метровой дистанции стилем баттерфляй одного из участников эксперимента (А. 21 год, МС). Участие в эксперименте данного спортсмена было интересно еще и потому, что его предыдущая работа с достаточно известным московским тренером была малоэффективна – спортсмену ни разу не удалось повторить выполненный им задолго до этого норматив мастера спорта.


Рисунок 1. Динамика результатов (tсек – ось ординат) проплывания спортсменом

(А. 21 год, МС, баттерфляй) в тренировочных занятиях (ось абсцисс) 50-метровой дистанции в процессе его адаптации к стандартной тренировочной нагрузке

         Если вспомнить, что конечный результат деятельности системы является ее системообразующим фактором, то можно было бы сказать, что данный график (рис. 1) отражает динамику формирования функциональной системы максимально быстрого проплывания баттерфляем 50-метровой дистанции конкретным спортсменов. Тем не менее, это не будет полностью соответствовать истине. В эксперименте спортсмен в каждом тренировочном занятии выполнял стандартную комплексную тренировочную работу. Именно на периодическое «действие» этого тренировочного комплекса организм отвечал формированием специфической функциональной системы, одним из элементов которой и являлось проплывание с максимальной скоростью 50-метровой дистанции. Суммарный результат формирования этой «сложной» системы в данном случае оказал свое, отчасти негативное влияние на интересующий нас элемент системы. Очевидно, при построении сложных  функциональных систем реализуется не только принцип «взаимосодействия» их элементов, но и принцип взаимовлияния их друг на друга. Необходимо сказать, что нам не удалось обеспечить для данного спортсмена даже минимальных условий, в которых он смог бы более-менее полноценно питаться (а, следовательно - восстанавливаться). Это, тем не менее, не помешало данному спортсмену, сформировав конкретную функциональную систему конкретного двигательного акта (об этом свидетельствует выраженная положительная динамика спортивного результата с 21-го по 25-е и с 28-го по 36-е тренировочные занятия) и, достигнув состояния адаптированности к комплексу конкретных тренировочных факторов, не только значительно улучшить «исходный» (до начала эксперимента) результат, но и, наконец, вновь «одолеть» норматив мастера спорта.

         Интересен выделяющийся на графике (рис. 1) характерный «пик» (27-е тренировочное занятие) - ухудшение результата в проплывании спортсменом 50-метровой дистанции уже на этапе стабилизации результата. Этому предшествовало выступление спортсмена на соревнованиях на 100-метровой дистанции, не используемой в предложенной ему ранее тренировке. Даже однократное проплывание «незнакомой» спортсмену дистанции вызвало дестабилизацию системы, что тут же отразилось на результате ее работы. Данный факт, отмеченный нами и в случаях с другими испытуемыми, позволяет подвергнуть сомнению целесообразность широкого использования метода варьирования в микро-, мезо- и макроциклах подготовки спортсменов разнонаправленных тренировочных нагрузок.

В целом на основании результатов эксперимента мы считаем возможным сделать следующие выводы:

·        Представленные нами в начале настоящей статьи положения современной теории адаптации имеют не только реальные основания для существования, но и весомый повод для их использования, в том числе - в спортивно-педагогическом процессе;

·        Широко распространенное мнение о необходимости для достижения высоких результатов в плавании (в спринтерском - в частности) использования значительных по объему тренировочных нагрузок не имеет реальных оснований;

·        Мы убедились в возможности использования в каждом тренировочном занятии высокоинтенсивных нагрузок при условии более или менее полного восстановления спортсмена к каждой последующей тренировке;

·        Использование специфических однонаправленных, стандартных нагрузок в тренировке спортсменов вообще и пловцов в частности, при правильности построения такой тренировки приводит к адаптированности к этой нагрузке, что соответствует построению функциональной системы конкретного двигательного акта спортсмена и достижению им на данном уровне физиологических возможностей его организма предельно возможного результата. Более того, с нашей точки зрения, только такое состояние спортсмена и может быть названо «пиком спортивной формы».

·        Сроки адаптации спортсменов к стандартной тренировочной нагрузке, согласно полученным нами данным, могут колебаться от 1,5 до 2,5 месяцев и зависят: от генотипа спортсмена и реализованного в этом генотипе на момент изучения конкретного индивидуума фенотипа, от характера самой тренировочной нагрузки (объема, интенсивности, интервалов отдыха, особенностей взаимовлияния ее элементов), от полноценности удовлетворения функционального запроса организма и эффективности проводимых восстановительных мероприятий.

Категория: ТиМ спорта | Добавил: Departed (17-03-2011)
Просмотров: 2974 | Теги: Павлов, спорт, оптимизация, спортивная тренировка, специфичность, адаптация, адаптационные, hathaway, спортивные результаты, рост тренированности
Поиск
Новости спорта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024