СОВРЕМЕННЫЙ
ВЗГЛЯД НА СПЕЦИАЛЬНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ ХОККЕИСТОВ
Захаркин
И. В. (зав. кафедрой теории и методики хоккея РГУФК, тренер ХК «ЦСКА» и сборной
команды России по хоккею), Давыдов А. П., Крутских В.В.,
Черенков Д. Р. (кафедра теории и методики хоккея РГУФК), Павлов С. Е.
В
спортивной педагогике всегда считалось, что высокий уровень физической
подготовленности спортсмена составляет основу для роста спортивного мастерства
(А. Н. Крестовников, 1939, 1969; А. Д. Новиков, 1941, 1949; Л. П. Матвеев,
1953, 1964, 1967, 1997). Традиционно принято выделять основные физические
качества спортсмена: сила, скорость (быстрота), выносливость, ловкость, гибкость.
Сила большинством
хоккейных специалистов воспринимается, как свойство мышц развивать максимальное
усилие. Чаще всего авторы различают абсолютную и относительную силу (А. Ю.
Букатин, Ю. С. Лукашин, 2000; В. П. Савин, 2003; Ю. В. Никонов, 2003; П. Твист,
2006). Абсолютная сила - это максимальное значение силы, проявленной в условиях
изометрического напряжения или медленного движения с грузом (Ю. В.
Верхошанский, 1997). Относительная сила (абсолютная сила, соотнесенная с массой
тела индивидуума) понимается как характеристика, отражающая способность
спортсмена справляться с массой собственного тела. Один из наиболее
авторитетных отечественных специалистов в области теории и методики хоккея
профессор В. П. Савин (2003) пишет: «Принято различать следующие виды силы:
общую и специальную, абсолютную и относительную, скоростную и взрывную, силовую
выносливость. Общая сила – это сила, проявляемая спортсменом безотносительно к
специфическим движениям хоккеиста. Специальная сила – это сила, проявляемая
спортсменом в специфических движениях, адекватных соревновательным».
Скорость
(быстрота) чаще всего понимается как способность индивидуума к совершению тех
или иных двигательных актов в кратчайшее время (Ю. В. Никонов, 2003). В. П.
Савин (2003) под быстротой (или скоростными способностями) понимает «… комплекс
функциональных свойств человека, непосредственно и преимущественно определяющих
скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции».
Принято различать основные виды скоростных способностей: быстроту простой и сложной реакции; быстроту
выполнения отдельных двигательных актов; быстроту, проявляемую в темпе
(частоте) движений (В. М. Зациорский, 1976; Л. П. Матвеев, 1977; А. Ю. Букатин,
Ю. С. Лукашин, 2000; В. П. Савин, 2003). Некоторые авторы выделяют «взрывную
скорость» - способность спортсмена к достижению максимальной скорости движения
в кратчайший промежуток времени (П. Твист, 2006).
Выносливость
большинством понимается как способность организма к длительному выполнению
работы. В. П. Савин (2003) пишет: «Под выносливостью (в широком смысле)
понимается способность человека противостоять утомлению в ходе выполнения
работы». В спортивной педагогике принято выделять общую выносливость,
специальную выносливость, скоростную выносливость.
Понятие «ловкость»
в теории и методике спортивной тренировки ассоциируется с понятием «координационные способности» (Л. П.
Матвеев, 1977; В. П. Савин, 2003). В. П. Савин (2003) считает, что
«координационные качества – это способность человека быстро овладевать новыми
движениями (способность обучаться) и быстро перестраивать двигательную
деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки».
Гибкость -
это способность индивидуума выполнять
различные движения с большой амплитудой (В. П. Савин, 2003; Ю. В. Никонов,
2003). Гибкость определяется морфофункциональными свойствами
опорно-двигательного аппарата: эластичностью мышц, сухожилий и связок,
суставных сумок, силой мышц, участвующих в движении; согласованностью рабочих
мышц-синергистов и антагонистов; формой суставов; состоянием центральной
нервной системы и другими факторами (В. П. Савин, 2003).
В
педагогической среде с давних пор бытовало мнение о том, что тренировка,
направленная на развитие силы, способствует и совершенствованию быстроты (Д. М.
Иоселиани, 1955; J. Kusinitz, C. Keeney,
1958; В. М. Дьячков, 1958, 1961; A. Hunold, 1961; В. П. Филин, 1962; В. В. Кузнецов, 1964, 1965; Н.
А. Масальгин, 1966; Л. Н. Матвеев, 1967). А. В. Тарасов (1957, 1972) считал
силу рук одним из важных факторов увеличения скорости вылета шайбы при
выполнении бросков и ударов; Б. Майоров (1968) писал, что для того, чтобы
хорошо бросить шайбу, нужно иметь сильные кисти рук.
Однако,
в многочисленных исследованиях была обнаружена несущественная зависимость,
например, между скоростью движения и абсолютной силой мышц (F. Henry,
1965; D. Clarke,
1960; F. Henry, J. Whitley,
1961; D. Clarke, F. Henry,
1961; L. Smith,
1961; L. Smith, J. Whitley,
1963; J. Whitley, L. Smith,
1963). Целый ряд исследований свидетельствовал о специфичности характера
силового проявления, определяемой спецификой вида спорта, уровнем спортивного
мастерства, величиной и характером преодолеваемого внешнего сопротивления (А.
А. Янчевский, 1958; С. П. Летунов, Р. Е. Мотылянская, 1965; Ф. М. Талышев, 1966;
Н. А. Мосальгин, 1966; В. Ф. Бабанин и др., 1971). Было замечено, что
статическая и динамическая сила не связаны между собой (А. С. Степанов, М. А.
Бурлаков, 1963; В. И. Царапкин, 1968), причем изометрическая тренировка может
не иметь положительного переноса на динамический режим (Meadous, 1959; R. Berger, 1960, 1962; F. Petersen, 1961, 1964; Weber,
1962; C. Gardner,
1963; F. Lindenburg,
1964), в то время как динамическая сила в большей мере связана с двигательными
способностями, чем статическая (L. Larson, 1940, 1941; R. Berger, 1967).
Наиболее
прогрессивным спортивным педагогам (В. М. Дьячков, 1958, 1961; В. М. Дьячков,
Г. И. Черняев, 1961; Ю. В. Верхошанский, 1963; И. П. Ратов, 1963; В. В.
Кузнецов, 1964, 1967, 1972) давно уже было ясно, что при подготовке спортсменов
необходимо подбирать такие средства, которые одновременно способствуют развитию
двигательных качеств и совершенствованию двигательного навыка (техники) данного
вида спорта. И уже давно отмечено, что при развитии, например, скоростно-силовых
качеств необходимо выбирать такие средства, которые одновременно способствуют
развитию двигательных качеств и совершенствованию двигательного навыка
(техники) данного вида спорта (В. М. Дьячков, 1958, 1961; Ю. В. Верхошанский,
1963; И. П. Ратов, 1963; В. В. Кузнецов, 1964, 1967, 1972). Ю. В. Никонов
(2003) утверждает: «… Малая взаимосвязь между отдельными формами проявления
скоростных качеств значительно снижает возможность переноса тренированности с
одних упражнений на другие. Так, скорость бега на коньках и вне льда не зависят
друг от друга, между стартовой и дистанционной скоростью также нет взаимосвязи,
поэтому развивать их и совершенствовать надо целенаправленно…». Методическая
концепция развития двигательных качеств в структуре основного спортивного
упражнения была реализована в работах Ю. В. Верхошанского (1966, 1970) в форме
«принципа динамического соответствия». В идеале, для получения максимального
тренировочного эффекта, структуры движений в упражнениях, призванных развить у
спортсмена скоростно-силовые «качества», должны соответствовать структурам
движений, выполняемых спортсменом в соревновательной деятельности. Так, Л.
Персиваль (1957) с этой целью рекомендовал использовать утяжеленную клюшку. В
практике тренировки хоккеистов с целью увеличения скорости полета нормальной
шайбы при выполнении ударов и бросков, а также быстроты движения крюка с шайбой
в процессе выполнения техники «ведения» целесообразно использовать утяжеленные
шайбы. При этом указывалось на необходимость индивидуального подбора веса
утяжеленной шайбы (В. П. Савин, 1974). И специалистам было известно, что «вес
отягощения и темп движения связаны обратно пропорциональной зависимостью, иначе
говоря, увеличение груза приводит к снижению темпа и быстрому развитию
утомления. Поэтому в каждом конкретном случае следует выдать их оптимальное
сочетание исходя из характера специализируемого упражнения» (Ю. В.
Верхошанский, 1980). Были, в частности, определены условия выполнения
спортсменами скоростной работы: «Техника скоростных упражнений должна
обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Упражнения должны быть
настолько хорошо изучены и освоены, чтобы основные усилия были направлены не на
способ, а на скорость выполнения» (В. М. Зациорский, 1966). И, наконец: каждый
вид спорта требует своего относительно ограниченного, специфического набора
движений, обеспечивающего успешность соревновательной деятельности (С. Е.
Павлов, 2008).
В
определении предмета всегда скрыто представление о его сущности и это
представление определяет, в том числе - отношение к данному предмету и
методические основы «работы» с данным предметом. Так, представление о наличии у
спортсмена отдельных «физических качеств» формирует в сознании тренера
понимание необходимости работы над этими «качествами». В соответствии с этим он
выбирает такие средства, методы и методики, которые способствуют развитию
«требуемых», по его мнению «качеств» и получает соответственный результат: при
благоприятных тому обстоятельствах, его подопечные через определенный период
начинают демонстрировать гораздо лучшие результаты в «общей физике». Потом
тренер бесконечно долго ждет, когда же приобретенные «качества» скажутся в
игре. А когда его команда раз за разом безнадежно проигрывает, начинаются
разговоры про недостаточный психологический настрой команды, нежелание
хоккеистов играть и т. п.
На
самом деле упомянутых выше самостоятельных «физических качеств» не существует.
Есть отдельные характеристики сокращения отдельных мышц (в том случае, если эти
«сокращения» изучаются в лабораторных условиях) или характеристики отдельных
движений и целых двигательных актов сложного анатомо-физиологического
механизма, которым, по сути, является человеческий организм. Более того, все
эти характеристики в реальных движениях человека взаимосвязаны и взаимозависимы.
И эта зависимость далеко не всегда положительна. Например, при преодолении
значительных внешних сопротивлений снижаются характеристики координационной
составляющей движения. Чем больше прилагаемое усилие, тем меньше скорость
движения и его амплитуда (вынужденно ограничивается активная гибкость).
Развитие максимальной динамической силы практически не влияет на состояние
скоростной силы и быстроты движений неотягощенных звеньев тела. Вместе с тем,
увеличение «быстрой» силы сопровождается приростом показателей быстроты
движений как отягощенных, так и свободных частей тела. При этом серьезными
исследователями, изучавшими особенности проявления «быстрой силы», всегда
отмечалась сложная взаимозависимость скорости и силы (А. Н. Воробьев, 1977).
Рост показателей статической силы влияет лишь на увеличение максимальной
динамической силы, но не на скоростную силу и быстроту движений. Увеличение
любого из силовых показателей не обеспечивает прироста силовой или
скоростно-силовой выносливости (Шестаков М. П., Назаров А. П., Черенков Д. Р.,
2000). Таким образом, взаимосвязи и взаимозависимости проявления и развития
отдельных «физических качеств» по целому ряду причин не линейны и не могут быть
представлены в упрощенном виде, как это пытается делать сегодня абсолютное
большинство спортивных педагогов.
В
спортивной деятельности «физические качества» всегда выступают в не
самостоятельно, а своими востребованными в этой деятельности долями. И этот
комплекс с долевым участием «физических качеств» всегда направлен на достижение
конкретного результата спортивной деятельности. Из сказанного следует постулат:
абсолютные «физические качества» никогда не востребованы в спорте.
В
спортивной подготовке необходимо применять средства, методы и методики,
обеспечивающие рост специальной тренированности спортсмена. И эти средства и
методы тренер всегда должен выбирать исходя из специфики основной спортивной
деятельности своих подопечных. Если в подготовке спортсменов вообще и
хоккеистов в частности отталкиваться от системных физиологических реалий и
расценивать проявляемые игроками в специфической деятельности (на льду)
«физические качества», как характеристики этой самой деятельности (С. Е.
Павлов, 2008), то становится понятным, что именно специфика игры в хоккей
обуславливает требования к специфике тренировочных нагрузок, в том числе,
тогда, когда речь идет о необходимости улучшения тех или иных «физических»
характеристик игроков. Думающий тренер рано или поздно приходит к мысли о
необходимости целенаправленного выбора средств и методов, в том числе, -
«физической подготовки», перестает рассматривать последнюю, как самостоятельное
направление спортивной тренировки, признавая и принимая единство различных
сторон подготовки спортсмена.
|