Суббота, 20-04-2024, 06:56
Медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов
Medical and biological preparation of athletes

Каталог статей
Разделы
Врачебный контроль [12]
Функциональный контроль [4]
Функциональная реабилитация [8]
Спортивная терапия [6]
ТиМ спорта [24]
Травматология [8]
Конференции [1]
Главная » Статьи » Травматология

«ПРЕДОПРЕДЕЛЕННЫЕ» ТРАВМЫ В ХОККЕЕ

Павлов С. Е. «Предопределенные» травмы в хоккее – «Хоккей Москвы», декабрь 2002

 «ПРЕДОПРЕДЕЛЕННЫЕ» ТРАВМЫ В ХОККЕЕ

С. Павлов, зам. директора по научно-исследовательской работе Московского научно-практического центра спортивной медицины

 

         Сегодня стало модно говорить о роли спорта в процессе оздоровления населения России. Слова «спорт» и «здоровье» в устах непрофессионалов фактически стали синонимами. Но именно здесь людьми далекими от спорта совершается грубейшая ошибка: в их представлении спорт и физическая культура – единое целое, направленное на достижение состояния высшего здоровья. Вместе с тем спорт и физическая культура – две различных ветви человеческой культуры и каждая из них имеет свои цели и задачи. Действительно, целью физической культуры является гармоничное развитие личности и в том числе – достижение и сохранения высокого уровня здоровья каждого индивидуума. Но цель занятий спортом – это всегда достижение максимально высокого для каждого индивидуума результата в выбранной им спортивной специализации. Здоровье в спорте – лишь относительно необходимое условие достижения спортивного результата. И это касается не только спорта высших достижений (или «элитного» спорта), но и «массового» и «детско-юношеского» спорта, хотя такая узаконенная сегодня градация не имеет веских оснований для существования. Более того, сам спорт периодически ставит спортсменов любых возрастов в ситуации, в той или иной степени угрожающие их здоровью. И хоккей не является исключением из общего правила.

         В противовес бытующему мнению, спортсмены вообще и хоккеисты в частности в той же (а может быть и в большей)! степени подвержены любым патологическим процессам, что и обычные люди. Достаточно вспомнить того же М. Лемье, не так давно прошедшего длительный курс лечения по поводу лимфогранулематоза – отнюдь не «хоккейного» онкологического заболевания. Но специфика игры в хоккей определяет и специфику целой группы патологий, объединяемых одним термином – травмы.

         Среди причин возникновения травм один из виднейших в прошлом специалистов по спортивной травматологии В. Ф. Башкиров (1987) выделяет непосредственные и опосредованные (обусловленные индивидуальными особенностями спортсмена) причины. В настоящей статье мне хотелось бы остановиться на травмах, вызванных непосредственными причинами. Я назвал такие травмы «предопределенными», что с моей точки зрения в большей степени отражает причинно-следственную связь условий, в которые поставлен спортсмен и полученного им в результате этого повреждения. Принято выделять: организационные причины травм (уровень теоретической и практической подготовленности тренера; график соревнований; качество судейства; неудовлетворительное материально-техническое обеспечение тренировочного и соревновательного процесса; санитарно-гигиенические и метеорологические условия) и методические причины травм (неправильное комплектование групп; отсутствие или недостаточность разминки; нарушение принципа постепенности увеличения нагрузок; форсирование физических нагрузок; недостатки врачебного контроля).

         Наиболее частой причиной «предопределенного» травматизма в хоккее изначально все-таки является низкий уровень теоретической и практической подготовки современных тренеров, который и выражается, в том числе, в неправильном комплектовании ими групп; отсутствии или недостаточности разминки; нарушении принципа постепенности и форсировании физических нагрузок. Однако во главу указанного списка сегодня следовало бы поставить отсутствие у тренеров реальных физиологических знаний, позволяющих в полной мере оценить неправомочность устаревших педагогических постулатов, составляющих багаж современного тренера.

         В «детско-юношеском» хоккее наиболее частыми причинами «предопределенных» травм являются: 1) недостаточная техническая вооруженность юных хоккеистов при завышенных тренерских требованиях; 2) выполнение юными хоккеистами  заведомо травмоопасных и далеко не всегда имеющих ценность для хоккея упражнений. Ответственность за хоккейные травмы обеих этих групп целиком лежит на плечах тренеров. Но если в первом случае эта ответственность относительная (тренер «всего лишь» не научил юного хоккеиста правильному катанию или ведению борьбы за шайбу у борта), то во втором случае тренер становится прямым виновником травм юных хоккеистов.

         Так, например, в детском хоккее достаточно распространено упражнение «кувырок на льду», которое многие тренеры используют в качестве наказания за ту или иную провинность хоккеиста, а нередко - за неправильное выполнение им какого-либо упражнения, которому его зачастую просто не научили. Последнее само по себе порочно, ибо здесь, очевидно, наказывать следует не юного хоккеиста, а тренера или тренеров, не выполнивших должным образом свою работу и не научивших ребенка тому, что он должен уметь делать на льду. Но я вообще хотел бы поставить под сомнение возможность использования вышеупомянутого упражнения в тренировке юных хоккеистов. Дело в том, что экипировка детей, занимающихся хоккеем, не позволяет им правильно выполнять кувырок: маска шлема ограничивает приведение подбородка к груди; нагрудник и пояс трусов не позволяет полноценно согнуть торс; хоккейный конек не позволяет полноценно оттолкнуться ото льда. В результате, даже в случае правильного выполнения кувырка, юный хоккеист каждый раз всей своей тяжестью падает на лед верхней частью спины с высоты 10-15 сантиметров. Плюс ко всему большинство детей еще и неправильно выполняет данное упражнение. Выборочные рентгенологические обследования 9-12-летних хоккеистов позволили нам зафиксировать наличие явлений остеохондропатии тел шейного и грудного отделов позвоночника в подавляющем большинстве изученных случаев. Но самое интересное: ни один из опрошенных мною тренеров, включая отдельных преподавателей кафедры хоккея РГАФК, не смог мне объяснить, каков тренировочный эффект от выполнения на льду этого упражнения. Лишь часть из опрошенных попыталась объяснить практику использования ими этого упражнения необходимостью воспитания у юных хоккеистов «ловкости». Но как раз этот ответ и обнаружил недостатки их естественнонаучного (а попросту - физиологического) образования. Дело в том, что как нет «движения» вообще, так и нет «ловкости» вообще. Ловкость, воспитанная в одном упражнении не переносится автоматически на другое упражнение, если это другое упражнение не будет в свою очередь выучено до автоматизма в процессе многократных тренировок. И если упражнение, с помощью которого тренер пытается воспитать у хоккеиста «ловкость» не специфично для хоккея (не используется в основной соревновательной деятельности хоккеиста, – т. е. не является элементом самой игры в хоккей), то это упражнение является просто ненужным. Когда же речь идет о «предопределенной» с высокой вероятностью возможности острой или хронической травматизации позвоночника юного хоккеиста во время выполнения упражнения «кувырок на льду», то следует ставить вопрос уже конкретнее, чем просто о ненужности данного упражнения. И если уж справедливо наказывать за что-то, то наказывать имеет смысл с пользой для дела! Почему бы не заставить «провинившегося» хоккеиста, или всю пятерку, или команду выполнять многократный челнок в полную силу? Может, они так хоть бегать научатся!

         Отдельные тренеры практикуют еще более травмоопасный вариант данного упражнения – «спад-кувырок с борта на лед». Следовало бы подумать о том, что лед – ненадежная опора для рук, даже если, свесившись с борта, хоккеист до него руками достает. В случае неожиданного проскальзывания перчаток по льду хоккеист элементарно приземляется на голову и верхнюю часть спины, травмируя шейный и грудной отделы своего позвоночника. Юные хоккеисты, не достающие руками до льда, вынуждены элементарно падать на руки. При этом риск проскальзывания и травмы возрастает в еще большей степени. Подобный случай произошел совсем недавно на тренировке одной из московских команд с 10-летним хоккеистом. В результате – компрессия тел позвонков грудного отдела и 2-3-х месячное лечение с последующей реабилитацией. И это следует считать еще относительно удачным исходом! Тренерам следовало бы задуматься еще вот над чем: а куда должна деться голова даже при правильном выполнении такого «кувырка»? Согнуться и уйти вперед ей не позволяет борт, с которого головой вниз и лицом к нему выполняется кувырок. Соответственно, в любом случае – падение на верхнюю часть спины и как минимум – микротравмы позвоночника, которые рано или поздно скажутся на состоянии здоровья спортсмена.

         Показателен случай с юным хоккеистом одной из московских команд. В силу своей одаренности мальчик успешно играет в команде на год старше, чем ему положено, на льду вполне справляясь с предлагаемыми нагрузками. Но, значительно уступая в росте более старшим партнерам по команде, отдельные упражнения «на земле» он правильно выполнить не в состоянии. Так, выполняя вместе со своими более рослыми товарищами упражнение «прыжок через три поставленные друг на друга скамейки» он из-за своего роста вынужден был разводить голени и стопы в стороны, и, приземляясь на разведенные в стороны ноги, серьезно травмировал связки и мениск правого колена. Дальнейшая хоккейная карьера 13-летнего мальчика сегодня под большим вопросом. И что толку, что десятилетиями пишется о необходимости индивидуального подхода, в том числе, - и к подготовке хоккеистов? На деле превалирует принцип: можешь, не можешь, – делай, а твое здоровье – твои проблемы.

При сборе анамнеза данной травмы меня сразу насторожили «три скамейки, поставленные друг на друга». Стандартно в тренировке для выполнения таких прыжков используются легкоатлетические барьеры, которые могут ставиться поодиночке или в ряд. Конструкция барьера позволяет избежать серьезных травм даже в случае «натыкания» на него. А представьте на секунду картину и возможные последствия в случае «натыкания» кого-либо на «три скамейки, поставленные друг на друга»!.. Поистине: фантазия наших тренеров не имеет границ в поисках средств и методов выведения из строя юных спортсменов.

         В старших возрастных группах хоккеистов «предопределенный» тренером травматизм носит несколько иной характер и связан, прежде всего, с тренерским незнанием: основных законов физиологии, механизмов реагирования организма спортсмена на различные по интенсивности и объему нагрузки, особенностей функционального состояния организма спортсмена в период восстановления после тренировочных нагрузок. Вместе с тем обвинять в незнании физиологических законов и принципов  непосредственно тренеров было бы не совсем правильно. Это скорее вина педагогов спортивных ВУЗов, безнадежно задержавшихся в своих представлениях о подготовке высококвалифицированных спортсменов в 60-70-х годах теперь уже прошлого столетия и не осознающих и физиологических и спортивно-педагогических реалий XXI века. С другой стороны, тренер, как и любой другой специалист должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться, не ожидая, что его кто-то придет и научит. Никто не может знать всего, а остановка в развитии уже сама по себе – деградация.

         Попробую объяснить вышесказанное на примере. Тренировка одной из команд СДЮШОР «Спартак». Двусторонняя игра. В наказание за каждую пропущенную шайбу проигравшая пятерка выполняет по 10 «перепрыгиваний» через борт. В результате к концу тренировки единственный, раз за разом отрабатывавший на льду «на все сто» игрок одной из пятерок, во время очередной попытки задрать ногу на борт получает надрыв четырехглавой мышцы правого бедра в месте перехода мышцы в сухожилие – травма тяжело поддающаяся лечению. Самое неприятное в случившемся состояло в том, что эта травма была «предопределена» старанием на льду юного хоккеиста и безграмотностью тренера, не знакомого с законами физиологии. Согласно этим законам, любая деятельность человеческого организма предельно специфична и эта специфичность выражается не только в ее внешнем рисунке, но и во «внутренних» функциональных характеристиках того структурного ансамбля, который эту деятельность обеспечивает. Столь же специфично и кровоснабжение работающих структур организма. Более того, при любой деятельности происходит «обкрадывание» кровоснабжения других структур организма, не задействованных в данной конкретной деятельности. При этом, чем больше выкладывается хоккеист на льду, тем более целенаправленно кровоснабжение работающих (прежде всего – мышечных) структур и тем больше дефицит кровоснабжения (а, следовательно, кислорода – основного источника энергии) не задействованных в данной конкретной деятельности мышц. При этом все функции организма инертны и не могут мгновенно «переключаться» с одного режима работы на другой. Но именно недостаточность кровоснабжения работающих тканей является одним из основных пусковых механизмов повреждений мышц – об этом много написано виднейшим в мире спортивным травматологом З. С. Мироновой и ее учениками. В описанном выше случае: резкая смена деятельности привела к созданию неадекватных физиологическим возможностям четырехглавой мышцы бедра условий и предложенная спортсмену дополнительная нагрузка (в виде «сигания» через борт) оказалась для этой мышцы чрезмерной. При этом «подсачковывавшие» на льду партнеры травмированного хоккеиста оказались в более выгодных для своего здоровья условиях. В результате  наказан был единственный, кто этого наказания не заслужил.

         Может показаться, что вышеприведенный пример – нечто из ряда вон выходящее, встречающееся крайне редко. Тем не менее, травмы как результат педагогических ошибок – очень частое явление. Безграмотный тренер в приступе «трудового маразма» с легкостью способен лишить команду ее лучших игроков в самый неподходящий момент. Вообще замечено, что чаще всего по вине тренеров травмируются именно самые трудолюбивые и старательные спортсмены. И при этом тренеры никогда не берут на себя ответственность за травму, чаще всего обвиняя в ней именно спортсмена.

         Говоря о «предопределенном» травматизме в хоккее, нельзя оставить без внимания еще один аспект, а именно организацию судейства игр. Именно ошибки судейства (как непреднамеренные, так и обусловленные негативными процессами, неизбежно протекающими вокруг и внутри хоккея) являются еще одной, достаточно частой причиной различного рода травм хоккеистов. Именно судьи с первых минут игры устанавливают рамки дозволенности для игроков каждой из команд. При этом, если в играх команд Суперлиги судейство чаще всего достаточно объективно, то в играх команд низшего ранга, а тем более – в детском и юношеском хоккее судьи на поле зачастую вершат абсолютный произвол, не замечая порой откровенной грубости игроков той команды, интересы которой они лоббируют на поле. Результат таких игр – неизбежные, более или менее серьезные травмы. И можно составить точный список клубов, игры с которыми на их поле (и, очевидно, с их судьями) всегда отличаются безобразным судейством. Впрочем, специалистам такой список не нужен – всем и так все известно.

         К сожалению, у этой проблемы есть и оборотная сторона: нельзя во всем винить исключительно судейство. Грубость на поле – всегда следствие слабости и плохой подготовки игроков. Если защитник не обладает достаточной скоростью, единственное, что ему остается чтобы не пропустить к своим воротам быстрого нападающего – «сфолить» любым способом. Замечено: чем слабее команда, тем больше нарушений можно зафиксировать со стороны ее игроков. Порой игры того же детского Чемпионата Москвы больше напоминают бои гладиаторов, нежели игру в хоккей. Примечательно, что счет в этих играх, как правило, – «в одну калитку». И опять мы приходим к выводу, что истинные причины «предопределенного» травматизма в хоккее кроются в тренерском непрофессионализме. Зачастую тренеры, не умеющие научить играть в хоккей, поощряют (явно или скрыто) грубость игроков своей команды, позволяя им нарушать правила игры в хоккей, в том числе, на тренировках в отношении своих партнеров по команде. Как правило, такое поведение на льду самими тренерами выдается за проявление характера, волю к победе. На самом деле характер хоккеиста проявляется в умении отыграть матч от начала до конца на максимуме своих возможностей и добиться наилучшего результата. При этом тренерам следует помнить, что количество выбитых у соперника зубов при счете 0:20 не в вашу пользу - это не результат, а констатация тренерского бессилия и бездарности.

         Выше я упомянул о том, что не совсем правильно всю вину за профессиональную несостоятельность сваливать исключительно на тренеров. Сегодня существуют огромные проблемы в области специального спортивно-педагогического образования. Я, мои соавторы и многие наши коллеги неоднократно писали об этом, но, как это обычно и бывает, все наши выступления – лишь «глас вопиющего в пустыне». Но и сами тренеры не рвутся повысить уровень своих профессиональных знаний. По крайней мере, все наши предложения об организации лекционных и семинарских курсов для практических тренеров по хоккею просто-напросто виснут в воздухе. И даже кадровые перестановки в Российском комитете по физической культуре и спорту (которым сегодня, к слову, руководит в недавнем прошлом великий хоккеист!) никоим образом не отразились на состоянии проблемы подготовки и повышения квалификации тренеров, занимающихся воспитанием хоккеистов. 
Категория: Травматология | Добавил: Departed (17-03-2011)
Просмотров: 3366 | Теги: спортивная медицина, хоккеисты, травмы, методика тренировки, Тренер, спортивная травматология, ошибки в подготовке, hathaway, Хоккей, спорт
Поиск
Новости спорта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024