Суббота, 22-07-2017, 05:48
Медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов
Medical and biological preparation of athletes

Каталог статей
Разделы
Врачебный контроль [12]
Функциональный контроль [4]
Функциональная реабилитация [8]
Спортивная терапия [6]
ТиМ спорта [24]
Травматология [8]
Конференции [1]
Главная » Статьи » ТиМ спорта

К СОЗДАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Павлова Т.Н., Павлов А.С., Павлов С.Е., Юшина П.В. К созданию технологий подготовки квалифицированных спортсменов / Мат. международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию образования СГАФКСТ (сборник научных статей). Ч.I. / Под. общ. ред. Г.Н.Греца. – Смоленск, СГАФКСТ, 24-25 ноября 2010г. – С. 172-174.

 

К СОЗДАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Павлова Т.Н., Павлов А.С. (РЕУФКСиТ), Павлов С.Е., Юшина П.В. (МГАФК)

   Основная задача спортивных педагогов, врачей, физиологов и психологов, участвующих в подготовке спортсменов высшей квалификации – всесторонняя помощь последним в достижении наивысших спортивных результатов. При этом следует понимать, что тренировка – процесс адаптационный и любые (педагогические, медико-биологические, психологические) технологии подготовки спортсменов должны базироваться на знании реально действующих законов адаптации и развития организма [2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12].


Принцип взаимосодействия основных научно-практических направлений подготовки квалифицированных спортсменов (по С.Е.Павлову, 2010)

 

Пересмотр господствующих сегодня представлений об адаптации Селье-Меерсона-Платонова и др. [6, 12] с позиций теории функциональных систем позволил нам описать законы адаптации [2, 3, 6, 12 и др.], и, в том числе, внести существенные коррективы [9, 10 и др.] в находящуюся в глубоком кризисе (об этом, в частности свидетельствует содержание и характер дискуссии, прошедшей в 1997-1998 гг. по страницам журнала «Теория и практика физической культуры» с участием Л. П. Матвеева, Ю. В. Верхошанского, Ф. П. Суслова, В. П. Филина и др.) теорию и практику спортивной тренировки. В соответствии с реально действующими законами Природы, единицей адаптации может являться только целостная функциональная система с присущими ей конкретными промежуточными и конечным результатами. В спорте такой целостной и предельно специфичной функциональной системой может являться специфический двигательный акт спортсмена, характеризуемый, прежде всего, конечным (спортивным) результатом данного акта.

Описанные С.Е.Павловым положения закона адаптации [12] диктуют необходимость предельно специфической (по отношению к основной соревновательной деятельности) направленности в построении тренировочного процесса на всех этапах подготовки, что позволяет добиваться выраженных специфических адаптационных изменений в организме атлета и как следствие – максимально возможных для каждого отдельного индивидуума спортивных результатов в избранном виде спорта.

С этих позиций любое «лабораторное» тестирование и его результаты, полученные вне непосредственной  спортивной деятельности спортсмена могут быть лишь отдаленно информативны в плане оценки уровня его готовности к выполнению этой конкретной деятельности [3, 5, 6, 7, 8, 10, 12 и др.]. При этом, именно индивидуальный результат конкретной спортивной деятельности конкретного спортсмена является единственным абсолютно истинным критерием оценки уровня его специфической готовности к тренировочной и соревновательной деятельности. Любые дополнительные результаты проводимых исследований (педагогические, медико-биологические, психологические), полученные даже в процессе выполнения спортсменом специфических (по отношению к его соревновательной деятельности) двигательных актов, позволяют в лучшем случае оценить готовность к этой конкретной деятельности отдельных компонентов функциональной системы данной деятельности [12]. Не отвергая ценности дополнительной информации об уровне функционирования отдельных компонентов конкретных функциональных систем (поведенческих актов, двигательных актов), которая может быть получена с использованием биохимических, физиологических и других методов исследования, мы, тем не менее, утверждаем, что данные, полученные с помощью этих методов, будут относительно информативны только в том случае, если они изучаются в рамках «работы» предельно специфичной по отношению к основной соревновательной деятельности спортсмена функциональной системы. Так оценка любых физиологических или биохимических  показателей в процессе выполнения неспецифической (по отношению к основной соревновательной деятельности) для спортсменов нагрузки на велоэргометре или тредбане не может служить основанием для сколь-либо корректных выводов об уровне специфической работоспособности спортсмена. Доказано, что квалифицированные спортсмены имеют максимальные значения потребления кислорода в том виде локомоции, в котором они тренируются [6, 12]. А если принять как факт, что нет плавания «вообще», бега «вообще», прыжков «вообще» и т. д. (и кстати - нет работы «вообще», а значит, нет «общей работоспособности» и ее никоим образом нельзя оценить!), а есть предельно специфические виды деятельности, которые только по неким общим признакам могут быть объединены в определенные группы, то следует признать, что не может существовать единого универсального и при этом абсолютно информативного теста (и даже комплекса тестов) для, например, пловца-спринтера и пловца-стайера. Все вышесказанное проистекает из физиологических реалий: каждая конкретная (а другой она быть и не может!) работа организма  предельно специфична как по своим внешним параметрам, так и по принципам задействования и характеру взаимосодействия внутренних структур организма, эту работу «обеспечивающих» [12].

Нами неоднократно говорилось о необходимости ежедневной (мониторинговой) оценки адекватности предлагаемых спортсменам тренировочных нагрузок их динамически меняющемуся уровню функциональной готовности к тренировочной работе и соревновательной деятельности [2, 3, 5, 7, 10, 12]. Об отдельных методах, которые могут быть использованы в таком мониторинге, мы писали ранее [1, 4, 8, 11]. При этом, любые полученные в таких ежедневных исследованиях данные о каждом спортсмене должны быть доступны не только тренерам, но и специалистам, осуществляющим в общем процессе их подготовки специализированные восстановительные мероприятия и мероприятия, связанные с повышением специальной работоспособности спортсменов. И если учесть возможность при мониторинговом типе наблюдений за функциональной готовностью спортсмена к спортивной деятельности немедленного получения информации, то становится реальным обоснованное и своевременное внесение корректив как в спортивно-педагогическую, так и в медико-биологическую составляющие его подготовки. С указанных позиций открывается реальный путь для создания эффективных технологий подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Но сегодня, говоря о необходимости создания технологий подготовки квалифицированных спортсменов, нельзя не упомянуть о проблемах, связанных с рядом непрофессиональных решений руководства страны в отношении отечественного спорта и с готовящейся реформой высшего образования, которая неизбежно уничтожит в нашей стране, в том числе - профессиональных спортивных педагогов и спортивную науку.

Категория: ТиМ спорта | Добавил: Departed (17-03-2011)
Просмотров: 1196 | Теги: спортсмен, спорт, восстановление в спорте, адаптация, атлет, hathaway, повышение тренированности, методика спортивной тренировки, спортивный результат
Поиск
Новости спорта
Статистика

Copyright MyCorp © 2017