Павлов С. Е., Ким С. Р.,
Кузнецова Т. Н. Оценка эффективности тренировочных программ юных пловцов по
результатам специальных тестов // В сб.: Реабилитология в медицине и спорте. -
Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. - М., 1998 г. - С. 180.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕСТОВ
Павлов
С.Е., Ким С.Р., Кузнецова Т.Н.;
Российский
Государственный Медицинский Университет, Российская Государственная Академия
Физической Культуры.
Основой спортивного совершенствования и роста спортивных
результатов является правильно построенный, базирующийся на объективных
физиологических реалиях тренировочный процесс. Несмотря на общепринятое мнение
о спортивной тренировке, как о процессе преимущественно педагогическом
(Н.Ж.Булгакова, 1996), в основе развития специальной работоспособности
спортсмена лежит биологический механизм долговременной индивидуальной адаптации
- специфического приспособления организма к физическим нагрузкам в условиях
спортивной деятельности (Ф.З.Меерсон, М.Г.Пшенникова, 1988; В.Н.Платонов, 1988
и др.). Необходимость биолого-физиологического обоснования методов построения
тренировочного процесса вылилась в использование эргометрических критериев и их
связи с отдельными показателями функционирования сердечно-сосудистой системы
(Н.И.Волков, 1974) в качестве, фактически, единственного оцениваемого фактора в
дозировании тренировочных нагрузок в плавании (А.Р.Воронцов, 1981;
Н.Ж.Булгакова, 1996). Предложенная Н.И.Волковым (1974) и принятая на вооружение
спортивными специалистами нашей страны методология построения тренировки
пловцов является практически безальтернативной.
В настоящем эксперименте предпринята попытка оценить
эффективность используемых в настоящее время методов подготовки юных пловцов. В
исследованиии приняли участие 36 пловцов-юношей (11-12 лет) тренирующихся по
сходным программам у разных тренеров. Эксперимент проводился на протяжении 6-ти
недельных микроциклов (оптимальный срок адаптации к тренировочным нагрузкам для
спортсменов данного возраста) в подготовительном и предсоревновательном
тренировочных периодах. В качестве критерия оценки уровня подготовленности
пловцов использовались результаты стандартного плавательного теста 4х50 м в/с с
интервалом отдыха между отрезками 15 секунд (Е.А.Ширковец, 1969). Сравнивались
среднегрупповые показатели среднего времени проплывания 50 м исходного тестирования и тестирований
проводимых каждые две недели (табл. 1).
Таблица
1. Динамика среднегрупповых показателей среднего времени проплывания
50-метровых отрезков (tср)
юных пловцов в тесте 4х50 метров в тестированиях "1”, "2”, "3”, "4” на протяжении 6-ти недельных
тренировочных микроциклов.
|
Среднегрупповые
показатели среднего времени проплывания 50-метровых отрезков (tср)
в тесте 4х50 метров
|
|
1-е (исходное)
тестирование
|
2-е
тестирование
|
3-е
тестирование
|
4-е
тестирование
|
М
|
40,97
|
41,07
|
40,98
|
41,06
|
±m
|
0,70
|
0,69
|
0,69
|
0,70
|
&
|
2,98
|
2,93
|
2,93
|
2,95
|
t крит.
|
|
-0,11
|
|
-0,08
|
Отсутствие значимых различий (>0,1)
среднегрупповых показателей среднего времени проплывания 50-метровых отрезков
юных пловцов в тесте 4х50 метров в тестированиях "1исх”, "2”, "3”, "4” свидетельствует об отсутствии
динамики данных показателей на протяжении 6-ти недельных тренировочных
микроциклов, что, в свою очередь может говорить о фактическом отсутствии
тренировочного эффекта за данный период в изучаемых группах пловцов.
Полученные результаты с
нашей точки зрения могут свидетельствовать о неээфективности использованных в
тренировке пловцов педагогических программ, их неадекватности функциональному
состоянию спортсменов, ошибочности теоретических положений лежащих в основе
методологии построения тренировки.
|